| |||||||||
|
| ||||||||
Достопримечательности...Свято-Тройцкий собор
В городе Алапаевске в настоящее время существует два действующих храма. Свято-Троицкий собор - один из стариннейших храмов Екатеринбургской епархии. Храм построен в 1702 году на средства прихожан, жителей Нейво-Алапаевского завода, однопрестольный в честь св. человека Божия Алексия. Впоследствии в разные годы были пристроены колокольня и два придела в честь Пресвятой Троицы и Архистратига Михаила. Большие размеры и три придела дали основание Святейшему Синоду присвоить храму в 1912 году статус собора. Период гонений на Церковь не обошел и этот храм, с 1932 по 1992 год, храм пребывал в поругании в нем размещался хлебозавод. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. Этот храм (как и храм св. Екатерины, нынешнее подворье монастыря) посещали в 1918 году Великие князья Романовы и Святая Елисавета, находясь под стражей в Напольной школе. Как членам Императорской фамилии им оказывалось со стороны священства внимание, но посещение церкви было единственным утешением для князей только в первый месяц пребывания в Алапаевске.
При отступлении Белой Армии на восток, Алапаевск был оставлен без боя, но при этом было принято решение вывезти тела Алапаевских мучеников с отступавшими частями по железной дороге в сибирь. 14 июля 1919 года восемь гробов погрузили в товарный вагон, при этом сохранился рассказ как это происходило. Специально к вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа протянули канатный трос, по которому переправляли гробы прямо в вагон. Остались также воспоминания, что какое-то время после отправления гробов из Алапаевска в Склепе горела лампада.
П.И. Чайковский, родившийся в 1840 г. в Камско-Воткинском заводе (ныне – Воткинск, Удмуртия), последний период своего детства (май 1849 – август 1850 гг.) провел в Алапаевске, где в доме управляющего заводами Алапаевского горного округа в течение трех лет (1849-1852 гг.) проживала семья известного на Урале горного инженера И.П. Чайковского. Ближайшим окружением Петра Чайковского в Алапаевске были члены большой и дружной семьи Чайковских во главе с отцом Ильей Петровичем и матерью Александрой Андреевной; старшая и младшая сестры – Зинаида и Александра, младший брат Ипполит; через год, в 1850-м, родились братья-близнецы Модест и Анатолий. Вместе с Чайковскими жили племянницы Ильи Петровича – Лидия Чайковская и Настасья Васильевна Попова, младшая сестра Александры Андреевны – Е.А. Шоберт со своими дочерьми: Амалией, Вильгельминой и Екатериной. В семье проживали гувернантка младших детей Чайковских Анастасия Петрова и бонна семьи Шоберт М.Е. Фосс. Кроме того, при детях находились 2 няни и 2 кормилицы. Всего – около 20 человек. Хотя алапаевский период жизни П.И. Чайковского и невелик (всего 15 месяцев), но он очень важен - ведь именно тогда, в 9-10-летнем возрасте, шло активное формирование Петра Ильича как личности и как будущего композитора. Именно здесь, в отличие от воткинского детства, рождались его первые музыкальные импровизации, сюда, после отъезда в Петербург, в течение двух лет писал письма родителям юный Чайковский, вспоминая «счастливое время», проведенное в «Алапаеве», с алапаевским домом и впечатлениями алапаевского детства связаны истоки многих известнейших произведений великого композитора. В 1965 году в этом доме был открыт музей, рассказывающий о жизни и деятельности нашего великого земляка. В 1990 г. к 150-летию со дня рождения композитора была создана мемориальная экспозиция, музей стал филиалом СОКМ.
МУЖСКОЙ МОНАСТРЬ НОВОМУЧЕННИКОВ
Мужской монастырь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий Князь Сергий Михайлович, князья Императорской крови: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, Князь Владимир Палей, р. Б. Феодор Ремез. В конце 80-х годов XX века вновь после 1918 г. было установлено местонахождение Шахты, где приняли мученическую кончину св. прпмцц. Елисавета и инокиня Варвара, члены семьи Дома Романовых. На святом месте в 1991 г. был установлен Поклонный крест. В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 г. рядом с шахтой построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 г. была отслужена первая Божественная Литургия под предстоятельством архиепископа Мелхиседека Свердловского и Курганского, в те годы возглавлявшего епархию. 22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс). Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная Литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 г., а 4 ноября 2000 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.
Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских и совмещенный с ним Братский корпус), Часовню во имя св. прпмц. Вел. Кн. Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки. Монастырь проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоуимущим людям. В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. 23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , обращаясь к собравшимся он сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих — преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним».
ТИМОФЕЕВСКИЙ РОДНИК
С восточной стороны от алтаря Екатерининской церкви находится скромная могилка со старинным приземистым крестом. На могилке — цветочки. Дорожка к могилке проторена в любое время года. Здесь похоронен старец Тимофей. И по смерти его к нему обращаются за молитвенной помощью верующие люди. Когда он родился и откуда он родом никто не помнит, возможно, он местный, так как рассказывали, что его родной семейный брат жил в Алапаевске . С ним он ходил в паломничество во Святую Землю Иерусалим. До революции он жил в затворе. Духовным отцом его был Святой Иоанн Кронштадский, с которым он вел духовную переписку. Вероятно, он встречался со Святым молитвенником, когда Иоанн Кронштадский приезжал в Екатеринбург в 1905 году. Изба, в которой жил уединенно Тимофей Михайлович была выстроена на горе Ялуниха вдали от людей, в глухом лесу у источника. После революции и начавшейся гражданской войны Тимофей вышел из затвора, жил при кладбищенской церкви, а потом поселился у старосты в избе на огороде, продолжая уединенное молитвенное жительство. О его прозорливости остались воспоминания. Рассказывала инокиня Ксения (в миру — Манефа Гашкова) о том, что после войны в 1945 году в Екатерининской церкви венчался ее родной брат. Хотя и был крещен, а не верующий. Во время венчания присутствовавшие люди сказали: «Смотри, — Тимофей плачет». Когда мы обернулись,- рассказывала инокиня Ксения, — и увидели старичка небольшого роста, который стоял там, где сейчас в нашем храме торгуют свечами и плакал. Когда спросили его, о чем он плачет, он ответил, что «жаль ему парня, — без веры живет». Инокиня Ксения молилась всю жизнь о своем брате, рассказывала, что умер он без покаяния. Также вспоминала, что могилка старца в Источник, у которого жил старец Тимофей в молитвенном затворе, народ назвал Тимофеевским. Вода в нем чистая, живительная. В
ШАХТА МЕСТО УБИЕНИЯ
Главная святыня, дарованная верующим православным людям на Алапаевской земле — это Святая Шахта, место, где Святая Елисавета приняла мученическую кончину от рук безбожников гонителей веры во Христа. «Сама шахта расположена в расстоянии 178 шагов от перекрестка двух дорог, ведущих из г. Алапаевска к заводам В. Синячихинский и Н. Синячихинский; от места пересечения этих дорог идет малопроезжая дорога, которая и приводит к шахте. Местность, где расположена шахта, отделяется от трактной дороги поляной, покрытой редкой порослью мелких кустарников, правее шахты тянутся пашни, огороженные жердями…» Шахта № 11 (1051) по описанию Синячихинских угольных месторождений расположена «у р. Межной, в 75 метрах к югу от Старо-Синячихинской дороги и в 106 метрах к востоку от Алапаевского шоссе. В процессе разработки с 1903 по 1904 год шахта была углублена на 51, 5 метр, большей частью встречались одни серые глинистые сланцы. Горным инженером Н. С. Михеевым был сделан вывод о приостановлении работ, так как изыскания не дали результатов. Шахта попала в опрокинутое крыло, приток воды в шахте к моменту приостановки составлял 1500 ведер в час, шахта частично была затоплена.» Местными жителями это место называется Межной, здесь размежевались дороги, ведущие к православным Верхотурским святыням с востока из Сибири и юга Екатеринбургской епархии, так называемый Симеоновский путь. На святом месте по решению Святейшего Синода принятого 22 февраля 1995 года начато строительство мужского монастыря во имя Новомучеников Российских. В 1990—91 гг., предшествовавших прославлению святых мучениц в России начались подготовительные мероприятия. Возглавлял Свердловскую и Курганскую епархию в те годы архиепископ Мелхеседек. Было установлено местонахождение Шахты, на Святом месте установлен Поклонный Крест, стали служиться молебны. В 1992 году рядом с Шахтой была выстроена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в этом же году была отслужена первая Литургия. Строительство монастырского комплекса велось параллельно с проектными работами. Настоятель монастыря иеромонах Моисей (Пилатс), ныне игумен Монастыря во имя Новомучеников Российских, ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Администрацией Алапаевского района было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был заложен первый камень под строительство монастырского храма. При освящении закладки фундамента участвовал Епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон. Первая Божественная Литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 г., а в 2000 г. 4 ноября 2000 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.
Позолоченный крест монастырского храма во имя Новомучеников Российских далеко виден при подъезде к монастырю. Осуществилась мечта православных христиан, на Святом месте полились молитвы покаяния, благодарения, молитвы ко святой Елисавете которая своей жизнью угождала и подражала Господу, в жизни старалась все покрывать любовью«. Эта любовь трудное для нее делала легким и удобным, — служение страждущему человечеству привлекательным, прощение врагам возможным». Святую Елисавету, инокиню Варвару и с ними пострадавших Князей Романовых бросили в Шахту живыми. Великую княгиню столкнули первой. Стоя на краю Шахты она молилась, повторяя слова Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают что творят». Здесь святая Елисавета отдала душу и тело свое за человечество бедное и страждущее и умоляла Бога, дабы получили Царствие Небесное и те самые, которые жестоко и мучительно убивали ее. Упав на 15-ти метровую глубину Шахты на один из выступов, получив тяжелейшие ранения, в темной сырой Шахте, она оказывала помощь ближнему, перевязывая раненую голову куском ткани от апостольника князю Иоанну Константиновичу, упавшему рядом с ней. Пальцы правой руки Великой княгини были сложены троеперстно. На груди лежала икона Спаса Нерукотворного, подаренная ей императором Александром III в день принятия православия. Спустя несколько дней, местные крестьяне находившиеся в лесу недалеко от Шахты слышали пение Херувимской песни. В памятные дни вокруг Шахты совершаются крестные ходы с пением Херувимской, эта монастырская традиция имеет огромное исцеляющее духовное значение для православных людей. Также стало традицией проводить Крестные ходы от Напольной школы до Монастыря во имя Новомучеников Российских. Крестный ход идет по дороге, последнему земному пути которым увозили Алапаевских мучеников глубокой ночью 18 июля 1918 года к месту их мученической кончины. Каждый шаг этой дороги эхом отзывается в ночной тиши, шумом едущих вереницей подвод в вечность. В наши дни есть свидетельства благоухания земельки взятой из Шахты.
23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II , обращаясь к собравшимся, сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих — преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним». Впервые за 80 лет иерархи Русской Православной Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром посетившие Россию, прибыли 22 мая 2004 года и на святые места Урала, в монастырь во имя Новомучеников Российских. Каждый из них привез земной поклон и молитвы Алапаевским мученикам от наших соотечественников, русских людей вынужденно покинувших Россию в начале прошлого века. Как писала в письме близким знакомым в эмиграции в 1919 году княгиня Ольга Валерьяновна Палей — супруга Великого князя Павла Александровича, расстрелянного в январе 1919 года большевиками в Петропавловской крепости и мать князя Владимира Палей, убиенного в Алапаевске. «Ну, как Вы думаете, могу ли я, при таких двух жертвах, спокойно прожить хотя бы день или час… Вот уже 8 месяцев я жду освобождения Петрограда…, чтобы явиться туда и похоронить тело моего любимого по-христиански. …А если бы была возможность, то привезти с Урала тело моего мальчика, объединить их в общей могиле и приготовить себе самой место между ними!» Святая Шахта святыня всего православного мира. В молитвах ко святым преподобномученицам Елисавете и Варваре мы обращаемся об исцелении телесных и душевных болезней, о даровании нам терпения, всепрощения, любви и милосердия, чего так не хватает нам, живущим в XXI веке. В монастырском храме во имя Новомучеников Российских на Межной пребывают частицы нетленных мощей Святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, привезенные из Иерусалима в праздник Сретения Господня 15 февраля 2004 года.
ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Недалеко от Алапаевска, в старинном селе Невьянском (в народе его называли Монастырским, а с 1962 года переименовали в Кировское) до 1783 года существовал мужской Богоявленский монастырь. Там была деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Именно её, разобрав по брёвнам, привезли в Алапаевск в 1792 году. Со временем старые лиственные брёвна пришли в негодность, встал вопрос о замене сгнившего дерева кирпичом, но денег с добровольных пожертвований не хватало. И тогда за строительство новой церкви на свои личные средства взялись благочестивые купцы: Николай Иванович Абрамов и Константин Григорьевич Черных (это была его жертва Богу за усопшую в 1870 году его трёхлетнюю дочку Клавдию). Красивую каменную церковь построили неподалёку от деревянной, в 1915 году освятили. Деревянную разобрали. Нынешний иконостас подарок для церкви от рабочих металлургического завода изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских. По старым клировым ведомостям «притчу в ней по штату не положено», «утвари достаточно». Для служения в неё приезжали священнослужители из Алексеевского храма, к которому она была приписана. Начались безбожные времена. В 1932 году Свято-Троицкий (Алексеевский) собор закрыли, затем устроили в нём хлебозавод. Екатерининская церковь осталась действовать, но её (как и почти все храмы в епархии) захватили нечестивые обновленцы. Только с Великого Четверга 1944 года, когда вновь стали служить и причащаться православные, в ней восстановилось истинное богослужение по православному чину.
Много видела эта церковь хорошего и плохого. Когда были особенно трудно, Господь всегда подавал Свою вышнюю помощь и утешение. Например, в октябре 1918 года в неё были привезены тела Святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. А ранней весной 1954 года в церковь привезли чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница», сохранённый у настоятельницы Бобровского женского монастыря, схиигумении Таисии, в деревне Калганово. После молитв к Царице Небесной перед этой иконой, неоднократно происходили исцеления, о чём свидетельствуют дары на иконе. В 1995 году церковь была приписана к мужскому монастырю Новомучеников Российских, и сейчас, как и много лет назад, снова является подворьем мужского монастыря.
НАПОЛЬНАЯ ШКОЛА
20 мая 1918 г. в г. Алапаевск по особому распоряжению Уральского совдепа были привезены Великие Князья, представители Российского Императорского Дома: Великий Князь Сергей Михайлович, Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Князья Императорской крови (сыновья Великого Князя Константина Константиновича) Иоанн, Константин, Игорь, Князь Владимир Павлович Палей (сын Вел. Князя Павла Александровича). Узников поместили в здании Напольной школы (бывшей церковно? приходской), расположенной на окраине города. Учительнице А. О. Павловской было дано распоряжение спешно освободить помещение школы. Из местной больницы привезли железные больничные кровати, простые столы и стулья. Охрана, состоявшая из алапаевских чекистов, комиссаров, депутатов-большевиков и красноармейцев разместилась в маленькой комнате слева у входа. Вдоль длинного коридора располагались одна за другой три большие комнаты, в них разместили узников. Имелось также еще две комнаты поменьше в которых жила прислуга и располагалась кухня. Напольная школа, построенная в 1915 г. до наших дней сохранила свой первозданный вид и внутреннюю планировку помещений. Первый месяц Князья пользовались относительной свободой: они посещали по особым распоряжениям комиссара юстиции района и под присмотром охраны прикладбищенскую церковь во имя св. вмц. Екатерины для служения молебнов. Для князя Владимира Палея было разрешено посетить юродскую библиотеку. Во дворе школы находился небольшой огород, на котором князья работали. Они вскапывали грядки, садили овощи и цветы. Елизавета Феодоровна руководила посадкой в школьном огороде и князь Владимир Палей писал матери, что тетя Элла знает об овощах больше, чем кто либо из них. Школьный двор они вычистили и привели в порядок так, что там получился уютный уголок. Гуляли узники по полю, прилегающему к школе. Обедали все в комнате Великого князя Сергея Михайловича. Великая княгиня Елизавета Феодоровна обедала отдельно у себя в комнате. Она занималась рисованием и подолгу молилась. Для вечерней молитвы все собирались в комнате Елизаветы Феодоровны и молитвы читал князь Иоанн Константинович или Великая княгиня. В школе слышались церковные песнопения, молитвы, псалмы, канты. С 21 июня для узников был установлен тюремный режим: у заключенных отобрали все имущество и деньги, производили ночные проверки, обыски, был урезан продовольственный паек. Изъятые вещи опечатали в одной из комнат школы, в последствии их распродали через Алапаевское Обшество Потребителей. Среди вещей числилась скатерть с кисточками для поднесения хлеба-соли: «Матушка, Вел. Княгиня Елизавета Феодоровна, не откажись принять по старому русскому обычаю хлеб-соль от верных слуг Царя и Отечества. Крестьян Нейво-Алапаевской волости Верхотурского уезда». К этому времени были удалены из Алапаевска состоявшие при Князьях доктор Гельмерсен, два лакея Ц. Круковский, И. Калин, монахини Е. Янышева, В. Яковлева. Супруга князя Иоанна Константиновича, принцесса Елена Петровна Сербская, сопровождавшая его, выехала из Алапаевска еще раньше. Разрешено было вернуться инокине Варваре Яковлевой и оставили при Вел. Кн. Сергее Михайловиче Управляющего делами Федора С. Ремеза. Они разделили с князьями заключение в Напольной школе и приняли мученическую кончину. Поздней ночью на 18 июля 1918 г., под предлогом переезда в более безопасное место «на дачу», князей рассадили в крестьянские повозки и вывезли за город к заброшенной Нижне-Селимской шахте (в
На утро после убийства местный совдеп сообщил о похищении Великих князей, но эта грубая ложь никого не обманула и скрыть правду от населения большевикам не удалось. Несколько дней спустя крестьяне, бывшие в лесу недалеко от шахты, слышали 28 сентября 1918 г. в город вступили части Белой Армии. Назначенная следственная комиссия по убийству Великих князей вскоре раскрыла место преступления и тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба. 19 октября 1918 года Крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято- Троицкий собор, там была отслужена литургия и отпетие. При стечении огромного количества народа под пение «Со святыми упокой» и «Коль славен наш Господь в Сионе» тела были захоронены и склепе справа от алтаря Собора. 14 июля 1919 года тела мучеников были вывезены отступающими частями Белой Армии из Алапаевска в Сибирь, В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф. С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Вел. Кн. Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара погребены 30 января 1921 г. в крипте православной церкви св. равноап. Марии Магдалины в Иерусалиме. С 1995 г. на месте мученической кончины Великих Князей дома Романовых, у шахты начато строительство мужского монастыря во имя Н овомучеников Российских. 18 июля 2003г. в Напольной школе открыта Мемориальная комната св. прпмц. Вел. Княгини Елизаветы Феодоровны. | |||||||||
| |||||||||
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |